Надежда Звероловлева
"Интеллигентский наив в галерее "Дар"
"Первая выставка" Надежды Звероловлевой.
Надежда Петровна Звероловлева, безработная интеллигентной профессии, до того
всю жизнь связанная с книгой, стала художником, причем наивным художником. В
1997 году она написала свою первую картину, Карлсона, в подарок сыну Алеше.
Занятие так ей понравилось, что она стала живописцем. Пишет художница маслом -
райские фантазии: замки, розовых фламинго, стрекоз, радуги над цветущими
полями, роковых женщин, счастливые нерусские деревни. Некоторые полотна ее
инспирированы творчеством предшественников по наивному искусству: знаменитым
Генераличем из бывшей Югославии, основателем жанра французом Таможенником
Руссо. А вот отечественный гений тифлисец Пиросмани, чья тяжеловесная живопись
так отличается от сновидческих картин фантазмов иностранцев, не привлек
художницу. Творчество - новый для русского искусства феномен: интеллигентский
примитивизм. Известно, что многие знаменитости баловались и балуются на досуге
живописью. Художником-любителем был Уинстон Черчилль, ненавидевший модернизм,
и даже уничтоживший свой портрет кисти главного британского портретиста
середины XX столетия Грахама Сатерленда. Живописью развлекается самодеятельный
политик Станислав Говорухин. Впрочем, обычно политики не интеллигенты, а их
недоброжелатели. Однако наивность Звероловлевой не посконная, а нарочитая,
культурная, определенная культурой, привнесенная изданиями по искусству.
Отныне у простого русского интеллигента есть собственный визуальный фольклор,
спокойный и оптимистический, мечтательный, столь отличный от предыдущих
вариантов интеллигентского изофольклора, то шизоидного, то параноидального:
концептуализма 80-х и радикализма 90-х.
Владимир Сальников. 10 ноября 2000 г. weekend.ru